Чтобы определить последствия установления государством фиксированной цены на рынке образовательных услуг, необходимо сначала рассчитать объемы спроса и предложения при этой цене.
Дано, что функции спроса и предложения заданы следующими уравнениями:
- Функция спроса: (Q_d = 1000 - 35P)
- Функция предложения: (Q_s = 5P + 600)
Подставим фиксированную цену (P = 3) усл.ед. в оба уравнения, чтобы найти соответствующие объемы спроса и предложения.
Расчет объема спроса при (P = 3):
[
Q_d = 1000 - 35 \times 3 = 1000 - 105 = 895
]
Объем спроса составит 895 часов.
Расчет объема предложения при (P = 3):
[
Q_s = 5 \times 3 + 600 = 15 + 600 = 615
]
Объем предложения составит 615 часов.
Таким образом, при фиксированной цене в 3 усл.ед. за час, спрос превышает предложение: (Q_d = 895) часов, (Q_s = 615) часов. Разница между спросом и предложением составляет (895 - 615 = 280) часов. Это означает, что на рынке возникнет дефицит образовательных услуг в объеме 280 часов.
Последствия для потребителей:
- Увеличение очередей или списков ожидания для получения образовательных услуг.
- Возможное снижение качества услуг из-за перегрузки образовательных учреждений.
- Некоторые потребители могут не получить необходимые образовательные услуги вовремя.
Последствия для производителей (поставщиков образовательных услуг):
- Недополучение дохода из-за ограничения на повышение цен, несмотря на высокий спрос.
- Возможные финансовые трудности для образовательных учреждений, неспособных удовлетворить все затраты из-за низкой цены.
- Повышенное давление на ресурсы учреждений и персонал.
Вывод: Фиксированная цена, установленная государством, ниже рыночного равновесия, ведет к дефициту на рынке и негативно воздействует как на потребителей, так и на производителей.